Наверх

Межрегиональная олимпиада по журналистике в 2016-2017 гг.

Методические рекомендации, определяющие порядок проведения Межрегиональной олимпиады по журналистике в 2016-2017 гг.

Методические рекомендации составлены в соответствии с Положением, разработанным в НИУ «БелГУ» и определяющим порядок проведения Межрегиональной полипредметной олимпиады.

Основные цели Олимпиады по журналистике:

— выявление талантливых, одаренных, творчески мыслящих школьников и привлечение профессионально ориентированных детей к обучению на факультете журналистики НИУ «БелГУ»,

— оказание содействия молодежи в профессиональной ориентации и выборе будущей профессии,

— создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных школьников,

— стимулирование творческих способностей одаренных школьников и поддержание у них интереса к научной деятельности.

Олимпиада по журналистике состоит из двух этапов:

1) первый этап — заочная форма,

2) второй этап — очная форма.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Первый (отборочный) этап проводится в формате дистанционного тестирования в режиме on-line с использованием портала проведения конкурсов, конференций и олимпиад НИУ «БелГУ http://conf.bsu.edu.ru/. Он открыт для всех школьников 7-11 классов, желающих испытать свои силы.

Время проведения первого тура — с 1 февраля по 28 февраля 2017 г. Вопросы для прохождения текста будут доступны весь месяц, однако пройти тест можно только один раз.

Для тестирования школьникам предлагаются 100 вопросов.

Максимальное количество баллов, которые могут набрать участники Олимпиады, — 100 баллов.

За каждый правильный ответ участник зарабатывает по одному баллу.

Проходной балл — 30 баллов.

Время прохождения теста — 3 час.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать достаточный уровень общекультурного развития, общую эрудицию, профессиональную ориентированность. Школьникам надо проявить информированность о деятельности современных средств массовой коммуникации, так как предполагается, что участник Олимпиады по журналистике читает периодические издания, смотрит телепрограммы, знает имена журналистов. Соответственно, вопросы базируются на:

— общих представлениях о печатных и электронных СМИ (первые газеты, главные газеты советской журналистики, радио- и телеканалы, телепередачи, интернет-СМИ, информационные агентства, спутниковые службы и др.),

— общем понимании ключевых терминов и профессионализмов, журналистских жанров и состава жанров,

— знании наиболее ярких имен отечественных и некоторых зарубежных журналистов и публицистов, писателей и поэтов, занимавшихся редактированием газет и журналов,

— умении определить значение наиболее известных публицистических перифраз (например: черное золото — нефть, белое золото — хлопок и т. д.).

Тестирование включает 100 вопросов, которые сгруппированы в задания четырех типов (Т1, Т2, Т3, Т5).

Задание Т1 построено на выборе одного варианта ответа из предложенного множества. Приведем пример.

В предложенном списке газет следует отметить одну из старейших газет не только в России, но и в Белгородской области. Предлагаемые варианты ответов включают в себя названия следующих газет: «Комсомольская правда», «Труд», «Петербургский дневник», «Белгородская правда».

Правильный ответ один: «Белгородская правда».

В задании Т2 можно выбрать несколько верных вариантов ответа из предложенного множества. Приведем пример.

В перечне печатных СМИ следует отметить издания, адресованные молодежной аудитории.

Из предложенных вариантов («Пионерская правда», «Техника — молодежи», «Наука и жизнь», «Литературная газета») верными являются следующие ответы: «Пионерская правда», «Техника — молодежи».

В задании Т3 необходимо установить соответствие между правыми и левыми рядами. Например.

Надо установить соответствие между именем известной личности и его профессией.

В левом ряду приведены имена: Константин Сергеевич Станиславский, Дмитрий Иванович Менделеев, Николай Иванович Лобачевский, Всеволод Владимирович Овчинников.

В правом ряду — названия профессий (которых больше, нежели фамилий известных людей): журналист, математик, химик, политик, режиссер.

Правильный ответ:

Всеволод Владимирович Овчинников журналист

Николай Иванович Лобачевский математик

Дмитрий Иванович Менделеев химик

Константин Сергеевич Станиславский режиссер

политик

Задание Т5 представляет собой заполнение пропущенного ключевого слова в том или ином высказывании, формулировке, суждении. Приведем пример.

В следующем предложении надо восстановить пропущенное звено (многоточие):

Юрий Михайлович Поляков, современный писатель, драматург, публицист, с 2001 г. является главным редактором «Литературной ...».

Правильный ответ: «Литературной газеты».

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй (заключительный) этап Олимпиады проводится в очной форме на факультете журналистики по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, 17 корпус, 2 этаж, каб. 2-34 (деканат).

Время проведения — 1 апреля 2017 г., в 10.00 час.

Ко второму этапу Олимпиады допускаются победители и призеры первого (отборочного) этапа Олимпиады, получившие не менее 30 баллов за тестирование.

Второй этап состоит из письменного задания и собеседования. Максимальное количество баллов, которые можно получить за второй этап, — 100 баллов, из них 50 баллов за выполнение письменного задания и 50 баллов за устное собеседование.

Письменное задание представляет собой написание текста в жанре расширенной информационной заметки на основе набора фактов, относящихся к определённому событию или проблеме.

Продолжительность письменной формы — 2 часа.

Цель письменного задания — определить способности школьника оперировать фактами при создании текста, располагать их по степени важности, информационной ценности; создавать связный, целостный, выразительный текст, соответствующий нормам русского языка. Участники должны предложить выразительный, емкий и точный заголовок, соответствующий содержанию текста.

Максимальное количество баллов, которое абитуриент может набрать за письменную работу, — 50 баллов.

50 баллов заслуживают участники, верно установившие смысловые связи между разрозненными фактами, определившие иерархию фактов по степени их важности, нашедшие оперативный информационный повод для описания события или проблемы, представившие связное, композиционно цельное описание события или проблемы, не содержащее языковых погрешностей и свидетельствующее о владении языковыми ресурсами при создании текста.

Участники, допустившие ошибки при установлении смысловых связей между разрозненными фактами, при определении иерархии фактов по степени их важности, не нашедшие оперативный информационный повод для описания события или проблемы, допустившие погрешности в композиционном построении и языковом оформлении текста, получают меньшее количество баллов.

Ноль баллов получают школьники, не установившие основные смысловые связи между разрозненными фактами, не сумевшие верно определить степень важности фактов, допустившие грубые ошибки в композиционном построении и языковом оформлении текстов.

На собеседовании школьники отвечают на вопросы, связанные с пониманием будущей профессии журналиста.

Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник во время беседы, — 50 баллов.

Во время беседы выявляются установки участников Олимпиады относительно будущей профессии (мотивация и осознанность выбора), определяется их культурный и образовательный кругозор. В ходе собеседования школьникам могут быть заданы дополнительные вопросы биографического плана; вопросы, выясняющие круг интересов, склонности к различного рода занятиям и видам деятельности; вопросы, рассчитанные на выяснение психологических качеств личности (наблюдательность, способность к ассоциативному, образному мышлению, оперативному переключению внимания, умение аналитически мыслить, выразительность речи, коммуникабельность, находчивость и т. п.).

Примерные вопросы для собеседования

1. Роль профессии журналиста в современном мире.

2. Почему я выбрал профессию журналиста?

3. Чем привлекает профессия журналиста? Каковы особенности этой профессии?

4. Что такое культура журналиста?

5. Какая сфера журналистской деятельности вам кажется наиболее привлекательной и почему?

6. Какие нормы поведения должна, на ваш взгляд, включать профессия журналиста?

7. Кого из современных журналистов вы знаете? Что из их творчества вы читали (смотрели, слушали)?

8. Что вам не нравится в современной журналистике?

9. Какие выступления в СМИ можно считать недобросовестными?

10. Что представляют собой жанры журналистики? Какие журналистские жанры вам знакомы? Охарактеризуйте их.

11. В чем специфика газеты, радио, телевидения? Могут ли они сосуществовать или обречены быть конкурентами?

12. Какие газеты (передачи) вы читаете (слушаете, смотрите).

13. Какие телевизионные авторские программы вы смотрите? Чем они вас привлекают?

14. Мой идеал телеведущего

15. Какого журналиста вы могли бы назвать примером для подражания и почему?

16. Новость в газете, на радио и телевидении

17. Моя любимая газета

18. Моя любимая радиопередача

19. Моя любимая телепередача

20. Какие последние новости произвели на вас особое впечатление?

21. Газеты в белгородском регионе

22. Радио в белгородском регионе

23. Телевидение в белгородском регионе

24. Публикации каких журналистов вам запомнились и почему?

25. Что вы знаете об интернет-изданиях, информационных агентствах, спутниковых службах?

Информация обновлена 15.12.2016