Наверх
Официальный сайт БелГУЖурфак ВКонтактеRSS-лента



«Мем» как культурное явление нашего времени  
Василий СУСЛОВ

В наше время стали популярны так называемые «мемы», став неотъемлемой часть как Рунета, так и всего Интернета в целом. Множество людей использует образ «Слоупока», для отображение медлительности человека, а «Rageface», для более яркой выразительности своего текста. Так что же все-таки это такое?

История появления

Впервые термин «мем» (от греческого mimema, «подобие») был употреблен в 1976 году, известным биологом и популяризатором науки Ричардом Докинзом, изложив его концепцию в своей книге «Эгоистичный ген», а затем он развил эту концепцию в следующей работе «Расширенный фенотип».

Мемы представляют собой информационный объект, способный к самокопированию, причем на ний действует метод естественного отбора, то есть его существование и развитие зависит от культурной среды, в который он пребывает и носителя, распространяющего мем намеренно.

При этом не стоит думать, что мемы появились только при Докинзе. Мемы стали сопровождать людей с того самого момента, как человечество сформировалось в полноценное общество. Свои мемы были и у пещерных людей, и древних римлян, и крестьян царской России и сейчас активно распространяются и живут в интернет-пространстве.

Интернет-мем

С появлением в нашей жизни интернета, изменилось многое. Он проник буквально во все аспекты нашей жизни. Многие люди уже начинают свой день не со свежего номера утренней газеты, а с ленты новостей ВКонтакте или посещения любимого новостного сайта.

Для мемов Интернет служить практически идеальной средой для жизни и распространения. В социальных сетях выстроена очень хорошая система, позволяющая поделиться всем, что вам интересно. И вот, например, вы публикуете картинку со смешной подписью. Некоторым из ваших друзей она понравилась, и они поделились ей со своими друзьями, а их друзьям тоже это понравились, а кто-то из них отправил это изображение на другие социальные ресурсы и так далее, по цепочке, вам мем полетел по всемирной паутине.

Своей манерой распространения мемы напоминает вирус, который постепенно охватывает новую аудиторию все быстрее и быстрее. А еще, они могут скрещиваться друг с другом, что в конечном итоге приводит к появлению еще одного мема.

Популярность не вечна

Но у интернет-мема, как было описано в работе Докинза, есть свойство затухать и терять популярность. Того эффекта, который он производил, уже нету, а повторное его использование уже не является смешным. Такие мемы называют «боянами».

Количество забытых мемов огромно, и сейчас даже функционируют специальные ресурсы, которые собирают, хранят их для людей, в свое время пропустивших бум определенного вируса, или для людей, которые хотят по ностальгировать.

Интернет-мемы уже прочно вошли в нашу жизнь и отрицать их значимость будет глупо. Они мелькают на телевидении, а у их героев берут интервью. Не стоит их бояться, ведь это положительная реакция общества на различные вещи

 

Факультет журналистики БелГУ © 2006-2011 | Написать администратору | Контакты факультета