Наверх
Официальный сайт БелГУЖурфак ВКонтактеRSS-лента



Курс «выживания» журналиста, или Как подстелить соломки  
Юлия ВИРЕЕВА
Фото А.В. ПОЛОНСКОГО

Третий и четвёртый курс факультета журналистики закончили практико-ориентированный курс по «Технике юридической безопасности журналиста», который преподает кандидат филологических наук, доцент Ирина Викторовна Микулина. На этой дисциплине студенты находят решение практических задач, в импровизированном судебном процессе разрешают ситуации, с которыми ранее сталкивались реальные журналисты, и пробуют себя в разных ролях.

Семинары проходят в игровой форме: ребята становятся истцами, ответчиками, прокурорами, судьями и полицейскими. Цели раскрепостить и повеселиться изначально нет. Уже со второго курса студенты получают теоретическую подготовку в ходе занятий по правовым основам журналистики, которая помогает освоить изучаемый позже курс. Когда тебе предстоит убедительно «сыграть роль» должностного лица, необходимо много знать. Иначе невозможно за 90 минут изучить дело, выстроить линию защиты или «нападения», применить необходимые нормы права и подготовиться к судебному заседанию.

Самый первый игровой судебный процесс в рамках этой дисциплины прошел много лет назад, тогда еще на филологическом факультете будущие журналисты выпускали «самиздатовкую газету» «Редиска». Был приглашен настоящий судья, истцов представляли студенты юридического факультета, а журналисты защищали себя самостоятельно. Рассматривался иск о защите чести и достоинства, который был предъявлен к публикациям студентов.

Не менее интересными были игровые судебные процессы между журфаком и юридическим факультетом. Подобная игра проводилась и в рамках ежегодной студенческой научной сессии между студенческими группами факультета журналистики.

Все эти занятия требуют качественной теоретической подготовки от каждого студента. Но не менее важна высокая концентрация и профессионализм самого преподавателя: он выполняет ответственную роль организатора и модератора. Цель Ирины Викторовны в первую очередь – разрозненную группу превратить в коллектив: «Только тогда можно решать трудные задачи. Я хочу, чтобы группа стала коллективом, еще в студенчестве почувствовала себя хорошим, крепким корпоративным сообществом. Журналисты очень разобщены, они позволяют собой помыкать, управлять, не умеют отстаивать свои права. Конечно, лучше, чтобы публикации не доводили до суда, но иногда заявленные иски могут быть необоснованными, их не надо бояться. Нужно знать, как готовить текст, как всё проверить, как доказать – до публикации, пока слово не вылетело».

Хорошо, что в современном мире, полном супертехнологий и сумасшедшей гонки, остается место для прикладного творчества, которое продолжает увлекать детей, как и много лет назад. И ещё лучше, что этому кто-то может научить.

Курс «Техника юридической безопасности» разработан в соответствии с наиболее частотными журналистскими рисками, болевыми точками. Например, тема четвёртого семинара – "Освещение частной жизни в СМИ". Неожиданно для нас на этом занятии появился Андрей Васильевич Полонский, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью. Исполняя роль "представителя независимой прессы", он вместе с нами погрузился в поставленную задачу: журналист изначально просто хотел помочь, но профессионально ли он это сделал? Мы, студенты, когда в этот раз были ответчиками, понимали, что журналист с самого начала был не прав, распространив сведения о болезни героя публикации: в публикации идентифицировалась личность «героя», общественный интерес не оправдывал добрых намерений, ведь из виду была упущена ценность человеческой жизни. «Помощь» превратилась в свою противоположность.

Андрей Васильевич отметил, что занятие прошло на высоком профессиональном уровне, и высказал своё мнение: «В журналистике всегда важен собственный мировоззренческий выбор, собственное понимание жизни, собственная система ценностей. Деловая игра, которую как метод обучения профессии журналиста Ирина Викторовна успешно использует на своих занятиях, – это эффективная форма работы, которая, к сожалению, не так часто бывает востребованной в учебном процессе. Хотел бы также сказать, что, на мой взгляд, журналистика – это сфера духовно-нравственного производства, поэтому для достижения справедливости всё же не “все средства хороши” (как утверждал на занятии кто-то из студентов): использование тех или иных средств отражает нашу нравственность, нашу культуру, наши мысли, а они у журналиста должны быть незапятнанными. Кроме того, ценность жизни и судьбы отдельного человека должна быть абсолютной».

Этот семинар тоже проходил в форме игры: судьи, истцы, ответчики. И снова нас всех захлёстывали эмоции, собственные роли, жаркие судебные прения. В рамках занятия защищать журналистскую позицию – это правильно, но все-таки коллективно был сделан главный вывод: такое нарушение недопустимо ещё на этапе создания текста, материал нельзя было публиковать.

В финале каждого занятия мы высказываем своё мнение о том, что вынесли из прошедшей игры. Теперь завершено изучение целой дисциплины, и хочется, следуя выработанной традиции, заявить: «Дорогая группа и наш любимый преподаватель, Ирина Викторовна Микулина! Мы все рады были работать с вами (и хотели бы работать и дальше). За этот курс и за все занятия мы не только узнали много нового, но и испытали знания на практике, «подстелив соломки», укрепив наши отношения в группе и навсегда пристрастившись к таким замечательным игровым формам! Большое вам спасибо!»

 

Факультет журналистики БелГУ © 2006-2011 | Написать администратору | Контакты факультета