Наверх

Тема народных промыслов в белгородской печатной прессе (2000-2014 гг.)

Ремесла и народное прикладное творчество являются важной составной частью художественной культуры. Сегодня они перестали быть жизненно необходимой сферой деятельности, тем не менее не теряют своей популярности и значимости для культуры и экономики России и региона, в частности.

Одним из основных средств трансляции и популяризации куль¬турного опыта в современном мире являются СМИ, которые просвещают различные социальные группы, привлекают их к восприятию и осмыслению культурного опыта нашей страны, народа, а значит, и способствуют идентификации личности и определению ее места и роли в обществе и в мире.

Отечественные печатные СМИ не обходят в своих публикациях тему ремесел и народного прикладного творчества. Наиболее часто материалы, посвященные ремеслам и промыслам, можно увидеть в специализированных изданиях и изданиях культурно-познавательной направленности, например «Мир культуры», «Культура и общество», «Вопросы истории», «Русское искусство», «Творчество народов мира». Современные массовые издания освещают тему народных ремесел и промыслов поверхностно, как правило, размещая публикации событийного характера.

Для анализа публикаций, посвященных рассматриваемой теме, мы выбрали районные газеты «Призыв» Борисовского района, «Знамя» Белгородского района, «Красное знамя» Шебекинского района, «Ровеньская нива» Ровеньского района. Из городских изданий мы отобрали «Новое время» города Губкин и газету «Наш Белгород».

Изучаемый период – с 2000 по 2014 год – мы разделили еще на два периода: с 2000 по 2009 г. и с 2009 по 2014 г., так как в 2009 году была принята областная программа "Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010-2014 годы". И нам как исследователям было интересно проследить изменения в освещении изучаемой темы.

Первый период отличается скудным освещением темы народных ремесел. Например, в течение 2000 года в газете «Знамя» было опубликовано всего два материала, один из которых – событийного характера. В газете «Красное знамя» материалы на тему народных ремесел и промыслов начале изучаемого периода – тоже редкое явление. В 2000 году был опубликован один материал на изучаемую тему, а в 2007 году места для материалов на тему народных ремесел не нашлось вовсе. Аналогичная ситуация и с остальными изданиями. В целом, до 2004 года изучаемые газеты обходили вниманием эту тему, предпочитая занимать полосы обширными материалами на экономические темы, политической предвыборной агитацией и другой информацией. Тема народных ремесел и промыслов, по всей видимости, не считалась актуальной и востребованной. С 2004 по 2007 год количество материалов возрастает. Публикации в этот период небольшие по объему, часто сопровождаются одной или несколькими фотографиями.

В течение второго периода частота публикаций возрастает существенно, их объем увеличивается. Особенно показательны 2010 и 2014 годы: в это время количество опубликованных материалов на изучаемую тему максимально. Но, несмотря на это, их качество осталось на прежнем уровне.

В ходе исследования, нами были выделены три тематических блока материалов – «события», «мастера народных промыслов» и «проблемы». В первом блоке объединены публикации, представляющие собой отчеты, заметки, реже – репортажи с народных праздников, выставок и мероприятий этнографического характера. Часто именно о народных промыслах в этом блоке упоминается вскользь. Например, в выпуске газеты «Призыв» от 22 сентября 2005 года был опубликован объемный репортаж с Международного фестиваля «Хотмыжская осень», в котором автор упоминает о народных мастерах, описывая экспозицию выставки: «Очень много было удивительно красивого на выставке декоративно-прикладного искусства (…) Большим спросом пользовались картины борисовского художника Эдуарда Иванова, изделия из лозы и соломки мастеров Центра культуры и искусств (…). В блоке «мастера народных промыслов» чаще всего встречаются небольшие заметки о народных умельцах, блиц-портреты и, как ни странно, ни одного интервью. Блок «проблемы» самый малочисленный. За весь изучаемый период можно выделить всего два материала, в которых присутствовал проблемный компонент.

Среди тенденций в освещении темы народных ремесел и промыслов в белгородской прессе мы можем отметить отсутствие проблемных материалов, жанровую скудность, небольшой объем публикаций, поверхностное освещение темы, вероятно, в связи со слабой осведомленностью авторов о сущности ремесел, обилие в текстах стандартизированных оборотов. Заголовки материалов на изучаемую тему не отличаются оригинальностью. Например, заголовок «Здесь русский дух» нам встретился два раза, около половины изученных материалов публикации составляют с заголовками «Народные умельцы», «Мастера народных промыслов», «Выставка народных умельцев» и подобные.

Авторами материалов на изучаемую тему, как правило, являются не только штатные журналисты изданий, но и сотрудники государственных учреждений – домов ремесел, центров детского творчества, работники школ, методисты учебных центров и пр. Публикации таких авторов составляют значительную долю от всех печатных материалов на тему ремесел и промыслов и часто отличаются языковым разнообразием и обильным использованием средств художественной выразительности.

Отметим, что на протяжении всего периода к теме народных промыслов и ремесел с большим вниманием относились районные газеты, нежели городские. Мы можем найти качественно выполненные и интересные публикации, направленные на знакомство местных жителей со своими талантливыми земляками, например, в газете «Ровеньская нива». Так, под рубрикой «Люди села» 25 сентября 2007 года была опубликована житейская история «Счастье прожитых лет», в которой журналист А. Данильченко знакомит читателей с жизнью народного мастера А.Д. Жаренко, занимающегося плетением из лозы. В газете «Знамя» от 9 декабря 2000 года в заметке М. Мариинской «По чьей подсказке и как кладут краски», посвященной круглому столу преподавателей изобразительного искусства, читатель подробно узнает об А.М. Зернове, преподавателе яснозоренской школы: «Анатолий Миронович в, казалось бы, непритязательных игрушках из глины сумел раскрыть неиссякаемый пласт русской духовной культуры. Его звуковая свистулька доступна в выполнении, но изготовленная каждым из учеников, становится индивидуальной: у нее появляется свой взгляд, свой голос. Она может петь даже на три голоса!»

С целью определения уровня общественного интереса к изучаемой теме нами было проведено социологическое исследование. В качестве объекта исследования мы выбрали наиболее социально активную общественную группу – студентов. Было выявлено, что 70% респондентов оказались осведомленными о традиционных белгородских ремеслах. Все респонденты сошлись в том, что народные ремесла помогают сохранить культурное прошлое страны: 60% студентов считают эту тему актуальной. Из этого можно сделать вывод, что молодежь заинтересована в более глубоком и разнообразном освещении этой интересной и важной темы.

14 мая 2015

Автор материала

Анастасия Петрякова, гр.86001101


Научный руководитель

Нарожняя Светлана Михайловна, к.ф.н., доцент кафедры журналистики НИУ "БелГУ"