Наверх

Эволюция репортажа в отечественной журналистке

Репортаж является одним из самых популярных и любимых жанров современного журналиста. Вместе с этим он представляет собой отдельное и своеобразное направление новостной журналистики. Со времен появления жанра на страницах газет и до сегодняшнего дня он не потерял своей актуальности. Репортаж на разных этапах развития отечественной журналистики удерживал интерес читателей, слушателей и зрителей благодаря своему точному и максимально полному отображению окружающей реальности. Главная особенность жанра – его синтетическая природа. В репортаже объединены и отражены элементы других жанров. То, как репортер использует в своей работе эти элементы, говорит о его профессиональном мастерстве. Востребованность и распространенность репортажа на протяжении многих лет можно объяснить тем, что он всегда придерживается своей информационной природе и отображает действительность. Вместе с этим зрителю передаются авторские впечатления и эмоции, которые испытывает репортер в данный момент времени при определенном стечении обстоятельств.

Репортаж как жанр зародился в европейской прессе еще в первой половине XIX века. Тогда репортажем считали материалы, повествующие о судебных заседаниях, парламентских дебатах и собраниях, которые имели официальный характер. По своей форме первые репортажи были похожи на современные отчеты. Для того, чтобы репортаж стал самостоятельным жанром, потребовались годы. Свою лепту в формирование жанра внесли крупные социальные потрясения и войны. В начале ХХ века репортаж пришел и в Россию. В его становлении большую роль сыграли произведения отечественных журналистов. Теоретик журналистики Р.Г. Овсепян писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа». До середины прошлого столетия в СССР журналистские материалы, которые по своим признакам относились к репортажу в современном понимании термина, называли информационной корреспонденцией, очерками или зарисовками. Именно в этот период в отечественной журналистке на страницах газет нельзя было найти репортаж в чистом виде. Причиной тому стал культ личности Сталина. Репортеры не могли давать личные оценки, как того требует жанр. Официальным доказательством возвращения жанра в печать стала статья 1955 года А. Распевина с громким названием «Нужен репортер, нужен репортаж» в популярном профессиональном издании «Советская печать». В материале автор говорит о дефиците «мастеров живой подачи материала», которые ранее работали в жанре путевых заметок и зарисовок, но в связи с политической обстановкой в стране «самодемобилизовались». Во всех газетах моментально были созданы рубрики «Репортаж дня», «Репортаж с переднего края» и другие. Журналисты активно поддерживали жанр и считали, что советская печать остро нуждается в репортаже, который способен впечатлять читателя своим живым описанием действительности. На репортаж возлагается «миссия» рассказать об успехах СССР зарубежной аудитории. Тем временем телевидение не оставалось в стороне. Телевизионщики также активизируются и вступают в общую журналистскую дискуссию. Они дают определение и теоретическое обоснование того, чем они занимаются на практике. Известный работник советского телевидения Александр Яковлевич Юровский в своей статье в журнале «Советская печать» (современный журнал «Журналист») писал: «Есть…форма, точнее, жанр телевизионной передачи, в котором решающее значение имеют элементы, отличные и от радио, и от кино. Это телевизионные репортажи. Термин «телерепортаж», быть может, не точен, но за неимением других мы в своей практике пользуемся им, подразумевая под этим телевизионную передачу, ведущуюся не из студии, театра или концертного зала, а непосредственно с места, где происходит то или иное событие». В данной работе исследователь отметил: «Нельзя заменить показом документальных кинофильмов специфический жанр репортажа – яркий, доходчивый, впечатляющий рассказ о жизни советских людей, о выдающихся событиях в общественной жизни страны». Живые репортажи должны не только внести разнообразие на советское телевидение, но показать окружающую действительность в новом «ракурсе».

В это же время начинается разработка отечественной теории репортажа. Ученые и исследователи изучают жанр и дискутируют на тему жанровой структуры журналистики и понятия «репортаж» в частности. Практический материал обширен, публикаций в печати более чем достаточно, а вот теоритическую часть приходится создавать с чистого листа. Журналисты в ходе своей профессиональной деятельности выработали правила работы над бытовым, судебным и спортивным репортажем. Тем временем научной базой никто не занимался, создать ее только предстояло. В конце 50-х годов в Советском Союзе скромная теоретическая база создавала преграды для обмена опытом работы в разных жанрах между журналистами. Историю зарождения и развития журналистских жанров отечественные исследователи считали белым пятном в советской науке. Также имело место мнение, что исследовательские работы ученых в то время не имели определенного системного характера. На фоне дискуссий теоретики и практики журналистики все же смогли выявить важнейший жанрообразующий признак репортажа: автор в обязательном порядке должен стать свидетелем события или его участником. Обозначенный теоретиками признак для журналистов становится требованием, которое теперь предъявляется к каждому репортажу. В 70-х годах появляется большое количество научных трудов, посвященных репортажу. Жанр определяется как информационный, но вместе с этим особенный, поскольку включает в себя изобразительные элементы. Репортаж укрепляет свои позиции в системе журналистских жанров и отечественной журналистике в целом.

Что касается практики, то после 50-х годов репортаж заметно видоизменяется. Участники события превращаются в живых героев, которые имеют свои индивидуальные черты и «играют» конкретную роль. Таким образом «эффект присутствия» возрастает до «эффекта соучастия». В репортаже второй половины ХХ века больше внимания уделяется аналитике, он становится по-настоящему проблемным. В 60-е годы появляется большое количество просветительских репортажей, которые открывают советскому человеку неизвестные стороны жизни. Например, серия «космических» репортажей. Страницы центральных газет были наполнены материалами о первом полете человека в космос, запуске спутника, исследовании Циолковского и Королева. Повышая свой профессиональный уровень, журналисты начинают использовать в своей работе метод включенного наблюдения. Успешно меняют профессию А. Гудимов, Г. Боровик, В. Песков и другие репортеры.

До распада СССР репортаж в большинстве случаев использовался как эффективный инструмент массовой информации и пропаганды. Мнение репортера исходило из действующих на тот момент в государстве программных положений, постановлений и директив. Но уже к концу ХХ века репортаж был освобожден от клейма пропагандистского жанра. Он оказался востребован в 90-е. Жанр продолжает пользоваться популярностью и сегодня, ведь его перспективы очевидны. В условиях жесткой конкуренции между различными типами изданий выгодным является выбор в пользу репортажа. Сегодня все редакции выдвигают одинаковые требования к предоставляемой информации. Она должна быть актуальной, оперативной и максимально наглядной. Всем этим критериям соответствует репортаж, поэтому он играет главную роль в газетной, телевизионной и радийной публицистике. Именно репортаж позволяет журналисту предоставлять своей аудитории информацию так, чтобы каждый зритель почувствовал «эффект присутствия» и оказался на месте события.

Репортаж на современном телевидении следует рассматривать и изучать на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин, поскольку репортаж, как жанр журналистики, имеет значительный эффект на зрительскую аудиторию, что никак нельзя не учитывать в ходе исследования. В журналистике многое зависит от автора материала, от его видения ситуации. Создавая репортаж, журналист должен осознавать весь груз ответственности, который ложится на его плечи. Его личные убеждения не должны перечить объективности в освещении происходящего. Необходимо не только констатировать факты, но и быть готовым объяснить причины и возможные последствия и перспективы.

Вопросам изучения телевизионного репортажа посвящено множество работ. В большей степени материалы представлены в учебной литературе и имеют обобщенный характер. В специализированной литературе наоборот данная тема освещена крайне ограничено. Например, в контексте «Репортаж в газете, на телевидении или радио», «Репортеры начала XX века», «Репортаж в информационных программах» и другое. Современное телевидение развивается стремительными темпами. Сегодня все большую популярность набирает селфи репортаж. Это когда репортер берет на себя функцию оператора. Он снимает сам себя при помощи специального штатива, вместе с этим репортер рассказывает о происходящем вокруг. Таким образом, репортер становится участником события. У него нет времени на подготовку, и он говорит то, что видит и чувствует в данный момент времени. Такой репортаж можно даже увидеть в эфире местного телевидения. Телерадиокомпания «Мир Белогорья» оказалась первой готовой на эксперименты. Рубрику селфи репортаж ведет сотрудник молодежной редакции Александр Кобылкин. Безусловно, данный вид репортажа имеет свои недостатки. Но все же его не стоит игнорировать, поскольку селфи репортаж является самой последней трансформацией жанра. И нам только предстоит его изучить. Именно поэтому исследовать репортаж следует на практике. Сегодня теория журналистики требует новых данных, сравнительного анализа современных условий, изучения программ, основанных на репортажах, с целью выявления тенденций их развития.

14 мая 2015

Автор материала

Анна Рахматулина, гр.86001024


Научный руководитель

Нарожняя Светлана Михайловна, к.ф.н., доцент кафедры журналистики НИУ "БелГУ"