Наверх

Анжелика Астахова: «Лики»

Выставка о любви, женственности и о том, что Бог – в каждом. В каждом лике – выбор и предначертанность. Каждый образ – это послание, притча. И без конфессиональной скуки. Это образы, в которых человеческого больше, чем божественного. Они напоминают нам о жизни, в которой есть падение, но есть и вознесение. Есть сомнение и роковая судьба. Эта выставка о выборе, неистребимой вере в человечность и готовность к жертве во имя чего-то большего, что не вместить в жизнь. На полотнах – бытие. Монументальность, полная жизни.

Анжелика, в чём основная идея вашей выставки, её посыл?

Основная идея выставки заключается в том, что гуманистические идеалы ничуть не устарели, а красота и человечность по-прежнему правят миром.

Лики многих ваших героев как будто и не имеют никаких индивидуальных черт?

На самом деле, нам не нужны детальные изображения на полотне. Иногда бывает достаточно даже цветовой гаммы, чтобы понять, что за образ перед нами. Я не выдумываю людей для своих изображений. Это всё – настоящие люди с собственными судьбами и эмоциями. Но для того, чтобы они превратились в образы, пришлось поработать. Язык красок и музыки – самый прекрасный, потому что он понятен всем вне зависимости от того, на каком языке говоришь ты. Незаконченность – это не плохо, иногда гармония заключается в том, чтобы как раз не изобразить чего-то. Каждая картина ведёт свой путь от идеи. И именно ею продиктован стиль изображения.

Расскажите о полотнах, созданных для этой выставки.

Все мои лики – это образы до Призвания, они как напоминание, что в каждом человеке есть божественное начало.

Выставка начинается с работы MonaLisa@smail. У Моны нет улыбки, но в ней есть лёгкость, игривость и при этом строгий костюм и знакомый нам взгляд современницы. Это взор той, которая знает, чего хочет, и знает, как это можно получить.

Далее идёт своеобразный триптих из обращённых к центру евангелистов, растерявших свои чётки, а на центральном полотне вместо Иисуса – девочка в кедах, свесившая ноги в ожидании забавы.

Пилигрим на одноименной картине – только тень, напоминающая о том, что происходит с человеком, когда на него падает Свет.

Рядом с этой работой – аргонавт, для которого руно не только золото, но и поиск сокровенного.

«Тот, кто нитку судеб вьёт» – краснофигурая Ариадна сидит на обломке ионической колонны с клубком в руках. Извилистая нить жизни застыла между раскрытых лезвий ножниц. И мы останемся в этом мгновении, не в силах предугадать конца.

В «Головокружении» упала женщина – жена плотника из Вифлеема. Ангел только что сообщил ей благую весть. В этот миг она одна, наедине с предначертанной ей судьбой. Между малахитовой твердью земли и бирюзовым небом. В простом одеянии с цветком Иисуса – лилией. И это самый прекрасный образ всей экспозиции. При всей простоте её вида, как женственна она, как изящно выписано её лоно. Округлые формы и по-детски невинный взгляд, в котором предчувствие будущего.

На следующей картине тоже Мария, но уже Магдалина. С гитарой без грифа и большими печальными глазами. Есть только Небо, Земля и выбор. И сама Магдалина – как музыкальный инструмент, которому ещё предстоит зазвучать.

Рядом «Святой «Марк», прообразом которого стал берлинский бродяга в китайском костюме. От льва у него только косматая грива, а крылья от голубей с Александерплатц, которых он кормит с рук.

Ребяческая озорная улыбка, модная прическа и взгляд, в котором утопает небо – Андрей, ещё точно не первозванный: нехитрый улов да тростниковая удочка – пока всё, что у него есть.

Фома, зашедший в бар после тяжелой, унылой работы – и снова сомнения и всё-таки предначертанность, о которой он ещё не знает.

Михаил Архистратиг по-женски изящно, почти жеманно держит сигарету, и взгляд его циановых глаз обращён внутрь.

Пьета, но не Микеланджело. Немолодая, грузная, уставшая. Натруженные руки, простое монашеское одеяние и смирение – и божественный свет небесной лазури в её облике.

Это мир, где человек всегда наедине со своей судьбой.

Как вы относитесь к тому, что для многих художников амбиции заканчиваются на вступлении в Союз художников?

Как говорил один мой знакомый: «Единственная польза от членского билета союза художников, это когда тебя пьяного останавливают сотрудники полиции и не забирают в участок».

Где положение художника лучше – здесь или в Европе?

Здесь.

Что должен знать человек, чтобы понимать живопись?

У многих людей нет никакого багажа для того, чтобы понимать смысл картины. Бывает совсем наоборот. Приобретая картину, человек начинает интересоваться искусством. Сначала ему нравится красивый цвет, потом он начинает получать положительные эмоции, наблюдая полотна, а затем он уже по-новому смотрит на привычные вещи. Многие люди «расшифровывают» картины, накладывая их на собственную жизнь, они видят в живописных образах своих друзей и близких, они испытывают определённые эмоции от соприкосновения с образами, и этого вполне достаточно.

Как вы попали в живопись?

Когда я шла в школу, меня спросили:
– Ты идёшь в 1 класс, после школы чем ты хочешь заниматься?
– Хочу рисовать.
Мне ответили, что художественная школа гораздо дальше, чем музыкальная. Я закончила 7 классов по скрипке, а краски взяла только в 29 лет.

Как вы стали рисовать?

Каждую субботу и воскресенье я ходила в Дом художников и смотрела как художники пользуются красками. Я приобрела картину и, попав в гости в семью художников, попросилась к ним в ученицы, но они отправили меня к Руальду Дмитриеву. В его студии у меня не получалось ничего, но, когда я возвращалась домой, рука творила как будто сама. У меня выходило все задуманное. Когда я подготовила первую выставку из 11 картин в Центральном доме художников, Руальд Дмитриев пришел и сказал: «Ты, Астахова, ленивая», – подразумевая, что я могу писать гораздо больше. Самое главное, чему он меня научил, так это внимательному отношению к каждому пикселю цвета.

В чём особенность вашего стиля?

У меня нет, наверное, какого-то одного стиля, я всегда пишу, как мне этого хочется, я никогда не стремлюсь что-то скопировать или переделать какой-то шедевр. В Калифорнии я представляла трафаретные работы, а в Берлине это были гротескные иллюстрации русских пословиц. Единственное, что есть в моих работах похожее – это отношение к цвету, которое было у моего учителя.

Как оценивают ваши работы галеристы, коллекционеры? От чего зависит стоимость конкретной работы, как меняется цена в различных странах?

Мои цены – это всегда «оферта либера». Я считаю, у каждого должна быть свобода назначить свою цену. Всё зависит от того, как работа влияет на коллекционера, насколько она нравится именно ему.

Я помню несколько забавных и весьма трогательных историй, связанных с покупкой моих работ.

Одну из работ купила пара, которая откладывала деньги на свадьбу. Они успели отложить чуть более 3000 евро, но они решили, что моя работа ценнее, чем пышные торжества. А другая пара отказалась от воскресного похода в пиццерию и приобрела работу за 50 евро.

В Турине я познакомилась с парой, игравшей в театре и в целом неплохо зарабатывавшей. Они пригласили меня к себе, чтобы понять, что за картину они приобрели. И каково было моё удивление, когда на стене в их квартире я увидела свою картину. Примечательно в этой истории то, что эту самую картину у меня украли в Милане, пока я покупала билет на железнодорожном вокзале. Знаете, я не расстроилась: воры в Милане достаточно хорошо чувствуют ценность вещи.

В США цены на искусство серьёзно отличаются даже от европейских, даже за картины совершенно неизвестных художников никто не даёт меньше 5000 долларов. Покупатели в России дали мне 25000 рублей и попросили, чтобы я сама выбрала картину, которая бы стоила этих денег. Это, наверное, уникальный случай приобретения искусства.

И знаете, совсем неважно, сколько мне заплатят за ту или иную мою работу. Сам факт, что на мои полотна обращают внимание и хотят их забрать с собой, уже это приносит огромную радость. Для меня важно, чтобы картина продолжала жить своей жизнью.

Что отличает жизнь художника от жизни обычного человека?

В жизни художника всегда есть драйв, это как экстремальный вид спорта. Ну а ещё краски в тарелке, беспорядок в вещах, постоянные поиски потерянного, и везде бумажки, пёрышки, бусинки, которые напоминают мне о том, каким должен быть цвет.

Как устроен ваш рабочий процесс?

Обычно я встаю в 7 утра, выпиваю кофе и раздумываю о предстоящей работе, рассматриваю намекалки и понимаю, с чего надо начинать. Например, делаю подрамник. Физический труд благоприятно влияет на качество, ты не схалтуришь, понимая, сколько ты потратил сил на подготовку к этой работе.

Как вы готовитесь к выставкам, отбираете работы?

Мне важно всегда находиться в цейтноте, мой рабочий процесс заключён в дедлайне. Мне нужны постоянные перемены. Это врубает адреналин, любопытство, и ты чувствуешь окружающий мир сильнее, краски становятся ярче. Я всегда готовлю картины под определённые выставки, хотя среди них есть и ремейки старых работ. Я никогда не преследую какой-то определенной цели от выставки, это абсолютно случайное чувство: как должно быть, какие картины нужны именно к этой выставке.

От чего зависит формат ваших работ?

Размер моих картин не должен превышать размера чемодана, вот и весь формат. Однажды я была на границе США и у меня были с собой очень масштабные работы. Я сняла подрамники и просто скрутила холсты в рулон, таможенник спросил
– Что это у вас за спиной?
– Обои, – ответила я.

Как пришла идея сделать вашу выставку в Белгороде?

Делать выставку в Белгороде – это уже традиция.

Вам не кажется, что искусство сейчас не в чести?

Я не могу сказать, что сейчас искусством стало интересоваться меньше людей. Искусство всегда было интересно небольшому количеству людей, и если раньше доступ к искусству был обусловлен только экономическим фактором, то сейчас оно очень демократично.

Мне кажется, на сегодняшнем слэме в основном брали эпатажем, а не отточенными как бритва строфами?

Этим ребятам нужно давать больше возможностей, им нужно чаще выступать, чаще писать, чтобы не только внешний вид и голос, но и стихи подтягивались. Такие слэмы помогают ощутить себя поэтом. Когда я приехала в Белгород, мне сказали, что слэмы – это «монополия» Савицких и на мой никто не придет. И это был настоящий экспромт, потому что я до последнего не знала, придут ли они вообще.

Опишите себя одной фразой?

Нагайка.

8 августа 2017 года

Автор материала

Дмитрий ТКАЧЕНКО

Фотографии

Елена ОСИПОВА